Учитель: Жеребилова Е.В.

 

Тема

 

Согласный звук [й`] и буква «и краткое».

Педагогическая цель

Способствовать формированию умения различать согласный звук [и`] и гласный звук [и], способы обозначения согласного звука [и`] буквами; создать условия для ознакомления с правописанием словарных слов: урожай, урожайный.

 

Тип урока

Повторение и систематизация знаний.

Планируемые результаты (предметные)

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текстов; овладевают умением проверять написанное. 

Личностные результаты

Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: общеучебные- извлекают необходимую информацию из справочной литературы ; логические- осуществляют анализ, сравнение, обобщение при слого-звуковом анализе слов.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

Образовательные ресурсы

Учебник, наглядный материал, мультимедиа.

Этапы урока.

Методы и приемы работы.

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I.Организационный момент.

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Словесный

Ф

1.Приветствие.

2.Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я – Екатерина Владимировна.

- Прозвенел звонок,

Начинается урок,

Наши ушки на макушки,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Не минутки не теряем!

приветствие, фиксация отсутствующих;

-проверка подготовленности помещения к занятию;

-организация внимания школьников;

-раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

-приветствие учителя;

-готовность к уроку.

II.Минутка чистописания.

1.Совершенствовать навыки начертания буквы д в соединении с другими буквами.

2.Развивать мелкую моторику руки.

- Ф

- И

- Практический

- Словесный

1.Работа над начертанием букв.

2.Работа с пословицей.

- И как всегда урок  русского языка начинается с минутки чистописания.

- Посмотрите на доску. Начертание какой буквы вы сегодня повторите на уроке?  (д)

- Что вы знаете об этой букве? (согласная, парная, твердая, мягкая, звонкая).

-В соединении с какими буквами? (а, л, я, в).

- Запишите в строчку букву д в соединении с другими буквами.

- Посмотрите на доску, на ней записана пословица, прочитайте её.

Пословица:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Как вы понимаете эту пословицу7

- Посмотрите, где встречаются буквенные сочетания, которые вы повторили.

- Запишите эту пословицу с комментированием.

- Что вы сейчас повторили?

 Беседа с детьми о буквах, которые записаны на доске. Учитель демонстрирует правильное написание букв на доске.

Развитие речи учащихся с помощью понимания учащимися пословиц.

Правильно держат осанку при письме, правильно обращаются
с ручкой.

Отвечают на вопросы учителя.

Внимательно
слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом
учителя.

Анализируют написанные буквы.

Объясняют смысл пословицы.

III.Словарная работа.

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

- Практический

- Словесный

- Наглядный

1.Работа с загадками.

2.Знакомство с лексическим значением слова.

3.Составление предложения.

- Отгадайте загадку.

Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.

А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях.

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (Урожай).

- Ребята, вы догадались с каким новым словарным словом вы познакомитесь? (урожай)

- Что такое урожай?

- Посмотрите на доску и прочитайте лексическое значение слова урожай. ( Слайд №1)

- Произнесите слово урожай орфоэпически, то есть так, как мы говорим.

- А теперь произнесите это слово орфографически, то есть так, как мы пишем.

- Обратите внимание на доску, как правильно пишется это слово. ( слайд №2)

- Запишите с комментированием.

- Составьте предложение с этим словом.

- Запишите.

- С каким новым словарным словом вы сегодня познакомились?

организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях.

правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся;

-самостоятельность учащихся в выполнении заданий;

-углубление знаний и способов действий учащихся.

III.Сообщение темы и целей урока.

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2.Актуализация субъективного опыта учащихся ( личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

- Ф

- Словесный

1.Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

- Прочитайте еще раз слово урожай.

- Какой звук вы слышите в конце слова?

- Что вы знаете об этом звуке? ( согласный, непарный, мягкий, звонкий)

- Вы догадались какая тема сегодняшнего урока?

- Именно с этой буквой связана тема сегодняшнего урока. Сегодня мы познакомимся более глубже с этой буквой.

Сформировать у школьников понимания, что без четко поставленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке.

Сообщение учащимися темы и целей урока.

IV.Физминутка.

(электронная)

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

 

Ставит целевую установку на выполнение движений

Выполняют упражнения под  музыку.

V.Обобщение и систематизация знаний.

 

1.Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий .

2.Обеспечить в ходе урока повышение уровня осмысления раннее изученного материала, глубины его понимания.

 

- Словесный

- Практический

- Ф

- И

1.Чтение стихотворения.

2.Знакомство со словами, которые начинаются на букву и краткое и с их лексическим значением.

3.Работа с учебником. (упр.183. Стр.114)

Упр.184 (стр.114)

Упр.185 (стр114)

- Прочитайте стихотворение:

Да, это буква не простая,

Голос краток и сердит.

Потому что запятая

На её плечах сидит.

- Ребята, эта буква интересна тем, что в русском языке очень мало слов, которые начинались бы на эту букву. ( слайд №3)

Йод – лекарство

Йошкар-Ола – город

Йогурт – продукт питания

Йога – понятие в индийской культуре.

- Откройте учебник на стр.114. Найдите упр.183. Прочитайте стихотворение.

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

- В каких словах есть звук [й`]?

- В каком из них звук [й`] обозначен буквой и краткое?

- Ребята, вам нужно по памяти записать это стихотворение, для этого проведем орфографическую минутку.

- Найдите в стихотворение слово иней – это слово словарное с ним вы познакомитесь чуть позже, пожалуйста запомните как пишется это слово. Слово Лёг как вы произносите это слово? А как оно пишется?

- Как пишется частица на? (раздельно)

- Обратите внимание как пишется слово ночь?

- Прочитайте стихотворение еще раз про себя.

- А теперь, закройте его рукой и повторите его. Кто смог запомнить?

- Посмотрите на слайд, эти слова из стихотворения помогут вам записать его по памяти. (слайд №4)

- Запишите это стихотворение по памяти.

- Найдите упр.184. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Прочитайте первое слово, какую букву вы вставите в это слово?

- Какие звуки она обозначает?

- Запишите это слово с комментированием.

- Запишите остальные слова в тетрадь с комментированием.

- Ребята, а кто догадался в каком слове два согласных звука [й`] ?

- Выполняя это упражнение, что вы усвоили для себя?

- Найдите упр.185. Прочитайте задание. Что здесь нужно сделать?

- Прочитайте предложения.

- Как вы понимаете выражения славный урожай, н6овый урожай, низкий урожай?

- Спишите первое предложение с комментированием.

- Найдите главные члены предложения.

- На какой вопрос отвечает слово снежок?

- Какой частью речи оно является?

- Слово сбережет на какой вопрос отвечает?

- Какой частью речи оно является?

- Слово хороший на какой вопрос отвечает?

- Какой частью речи оно является?

- Подчеркните его волнистой линией.

- Что вы сейчас усвоили, выполняя это упражнение?

Организация внимания учащихся;

Учитель задает вопросы по теме урока.

Учитель дает целевую установку для самостоятельного выполнения упражнения.

Проверка восприятия.

контролирует правильность выполнения упражнения.

Обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

усвоение учащимися знаний и способов действия, осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий, а также активное участие класса в подведении итогов беседы.

VI.Подведение итогов.

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить усвоение учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

- Словесный

- Ф

- Что вы закрепили на минутке чистописания?

- С каким новым словарным словом вы познакомились?

- Чему вы еще научились на уроке?

- Что было для вас наиболее трудным?

организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

-построение структурно-логических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов.

-активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целом, классификации и систематизации знаний;

-выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

-выделение мировоззренческих идей.

VII.Рефлексия

1.Мобилизация учащихся на рефлексию своих знаний и поведения

Словесный

- И.

1. «Облачки»

- Какие задания вам больше всего запомнились?

- Ну что, ребята, отметьте понравился вам урок или нет и какое у вас настроение, раскрасьте облако и нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.

- И посмотрим какое у нас сегодня небо.

Голубой цвет – всё понравилось, отличное настроение, синий цвет –  сомневаюсь, среднее настроение, серый цвет- не понравилось, плохое настроение.

Стимулирование учащегося к осмыслению того, как другие знают и понимают его личностные особенности.

Развивать способности учащихся к рефлексии.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

VIII. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Наглядный,

Словесный

И

Упражнение 92

информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по выполнению д/з;

-проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения д/работы.

реализация необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания;

-наличие индивидуальных заданий