Учитель: Жеребилова Е.В.

 

Тема

 

Гласные буквы, обозначающие два звука.

Педагогическая цель

Совершенствовать знания о гласных звуках;  показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове;  развивать речь, мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию, воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.

 

 

 

Этапы урока

Методы и приемы работы.

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Словесный

Ф

1.Приветствие.

2.Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята!

- Прозвенел звонок,

Начинается урок,

Наши ушки на макушки,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Не минутки не теряем!

приветствие, фиксация отсутствующих;

-проверка подготовленности помещения к занятию;

-организация внимания школьников;

-раскрытие общей цели урока и плана его проведения

приветствие учителя;

-готовность к уроку

II.Минутка чистописания.

1.Совершенствовать навыки начертания букв я, ю, е, ё у учащихся.

2.Развивать мелкую моторику руки.

- Ф

- И

- П

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Работа над начертанием букв я, ю, е, ё.

3.Анализ соединения этих букв с другими буквами в словах: яблоко, ёлка, еда, юла, поле.

 

Этот пальчик – маленький,

 Мизинчик удаленький.

 Безымянный – кольцо носит,

 Ни за что его не бросит.

 Ну а этот – средний, длинный.

 Он как раз посередине.

 Этот указательный,      

 Пальчик замечательный.

 Большой палец, хоть не длинный,

 Среди пальцев самый сильный.

 Пальчики не ссорятся

 Вместе дело спорится.

- Ребята, сейчас мы будем писать. Сядьте правильно, приготовьтесь к письму, возьмите правильно ручки.

На доске записаны буквы:

я, ю, е, ё.

яю, её

- И как всегда урок русского языка начинается с минутки чистописания. Посмотрите на доску. Какие это буквы?

(гласные).

- Запишите в строчку эти буквы.

- Посмотрите на соединения этих букв яю, её

- Какие это соединения?

( яю – верхнее соединение, её – среднее соединение).

- Запишите их в тетрадь.

- Обратите внимание на слова, которые записаны на доске.

Яблоко, ёлка, еда, юла, поле.

- Обратите внимание на соединения букв я, ё, е, ю, е с другими буквами в этих словах.

- Запишите эти слова с комментированием.

- чем отличаются буквы я, ю, е, ё от остальных гласных букв?

( Эти буквы отличаются от остальных гласных букв тем, что они имеют два звука).

Учитель вместе с детьми выполняет пальчиковую гимнастику.

 Беседа с детьми о буквах, которые записаны на доске. Учитель демонстрирует правильное написание букв на доске.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Правильно держат осанку при письме, правильно обращаются
с ручкой.

Отвечают на вопросы учителя.

  

Внимательно
слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом
учителя.

Анализируют написанные буквы.

III.Сообщение темы и целей урока.

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2.Актуализация субъективного опыта учащихся ( личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

- С-

- Н

- Ф

- П.

1.Повторение правила о гласных буквах, которые обозначают два звука.

2.Подведение учащихся к теме урока и ее целям.

 

- В каких случаях они имеют два звука?

 Эти буквы имеют два звука в следующих случаях:

1.Если буквы я,ю,е,ё стоят в начале слова ( карточка №1)

2.Если буквы я,ю,е,ё стоят после гласного звука (карточка №2)

3.Если буквы я,ю,е,ё стоят после ъ и ь знаков (карточка №3).

- Посмотрите на слова, которые вы записали.

- Как вы считаете, какое слово здесь лишнее?

(поле)

- Почему?

( Потому что оно стоит после согласного звука)

- На доске:

Яблоко, ёлка, еда, юла.

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

( гласные буквы, обозначающие два звука).

Учитель подводит учащихся к теме урока.

Задает вопросы учащимся.

Дети сами называют тему урока. Отвечают на вопросы учителя.

IV.Физминутка. (электронная).

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

   

-Ставит целевую установку на выполнение движений.

Выполняют упражнения по музыку.

V.Обобщение и систематизация знаний.

 1.Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий .

2.Обеспечить в ходе урока повышение уровня осмысления раннее изученного материала, глубины его понимания.

- С

- Н

- Ф

- П

1.Работа с предметными картинками.

2. слого-звуковым анализом слова ёжик.

3.Работа с текстом

4.Выборочный диктант.

.

Учитель выставляет на слайд предметные картинки: люстра, петух, котенок, утята. (слайд №1)

– Запишите словами предметы, которые вы видите на этих картинках.

– Подчеркните слоги с мягкими согласными. ( лю пе тё тя )

– Что обозначают буквы е, ё, ю, я после согласных? ( два звука)

– Отгадайте загадку.

Вот иголки и булавки

 Вылезают из-под  лавки,

 На меня они глядят,

 Молока они хотят. (Ёжик)

– Сколько слогов в слове ёжик? (2)

– Какой ударный слог? (ё)

– Назовите первый слог?(ё)

– Из каких звуков состоит этот слог? (й` о )

– Назовите второй слог? (жи)

– Назовите звуки, которые слышите во втором слоге? (Ы)

– Определите количество букв и звуков? (4буквы и 5 звуков)

– Почему звуков больше, чем букв? ( потому что, буква ё обозначает два звука й и о ).

- А почему эта буква обозначает два звука? ( потому что стоит вначале  слова).

- У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитайте текст.

Я с моей семьей живем в городе. Моя родная сестра ходит в детский садик, а я хожу в школу.

- спишите текст, подчеркивая слова в которых звуков больше чем букв. (моей, семьёй, моя, родная).

- Почему вы подчеркнули именно эти слова?

- Ребята, я вам сейчас прочитаю слова, а вы запишите только те, в которых звуков больше чем букв. Слова: яблоко, якорь, поле, ёлка, солнце, мама, семья, ёжик, котик, медведь, цветок.

-Какие слова вы записали?

(яблоко, якорь, ёлка, ёжик).

- Почему?

( потому что эти буквы стоят вначале слова)

Организация внимания учащихся;

Учитель задает вопросы по теме урока.

Содействует правильному выполнению слого-звукового анализа слова.

Учитель дает целевую установку для самостоятельного выполнения упражнения.

Проверка восприятия.

Учитель диктует выборочный диктант, контролирует правильность выполнения упражнения.

Обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 Под руководством учителя выполняют слого-звуковой анализ слова ёжик.

Различают в слове гласные звуки по их признакам.

Объясняют причины расхождения количества звуков и букв в слове.

Учащиеся самостоятельно списывают текст, подчеркивают слова, в которых звуков больше чем букв. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют причины расхождения количества звуков и букв в слове.

Учащиеся самостоятельно выписывают слова, в которых звуков больше чем букв.

Отвечают на вопросы учителя.

качество ответов учащихся;

усвоение учащимися знаний и способов действия, осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий, а также активное участие класса в подведении итогов беседы.

VI.Подведение итогов.

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся..

2.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

3.Обеспечить усвоение учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.

4.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

- С.

-Ф.

1.Подведение итогов учебного материала.

- Написание каких букв вы сегодня повторяли на уроке?

- Назовите буквы, которые обозначают два звука?

- Когда эти буквы обозначают два звука?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какое задание у вас вызвало затруднение?

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

-построение структурно-логических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов.

-активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целом, классификации и систематизации знаний;

-выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

-выделение мировоззренческих идей.

VII.Рефлексия.

1.Мобилизация учащихся на рефлексию своих знаний и поведения

- И

1.»Облачка»

- У вас на столах лежат облачки, раскрасьте их. Если вам было все понятно на уроке, то раскрасьте его голубым  цветом, а если вам было тяжело работать, то раскрасьте его синим цветом.

Стимулирование учащегося к осмыслению того, как другие знают и понимают его личностные особенности.

Развивать способности учащихся к рефлексии.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

VIII.Домашнее задание.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Ф

Упражнение 92

информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по выполнению д/з;

-проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения д/работы.

реализация необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания;

-наличие индивидуальных заданий